son_not_daughter (son_not_dother) wrote,
son_not_daughter
son_not_dother

Category:

Несколько слов ко Дню славянской письменности

Сегодня, 24 мая, празднуется день святых Кирилла и Мефодия – напоминаю всем, кто, в отличие от меня, не отмечает это событие по профессиональной необходимости. Помимо религиозного значения, у него есть и другое, светское: Кирилл и Мефодий – изобретатели старославянской азбуки, так что в нашей стране 24 мая считают своего рода днём рождения русского языка, и в силу этих обстоятельств он является третьим церковным праздником, который празднуется на государственном уровне – не так широко, как Рождество и Пасха, но всё же.

Каково же значение этого праздника для нашего общества, для людей 21 века? Если как следует проанализировать эти события, можно сделать несколько очень неожиданных выводов.

Является ли День Славянской письменности знаковой датой, когда славянские народы объединяются, вспоминая о своём едином происхождении и об общности языков? Весьма сомнительно. Мы сейчас не будем не вспоминать об отдельных людях, кафедрах и институтах, которые занимаются изучением и сопоставлением славянских языков. Зададим себе простой вопрос: задумывается ли среднестатистический поляк или чех, болгарин или серб, украинец или черногорец, когда читает с детства знакомые буквы, что его язык имеет что-то общее с русским? Вряд ли. Признаем, что если кого-то это и интересует, то разве что узких специалистов – если нет особых причин вспоминать об общих с Россией корнях. А их у стран Восточной Европы в последнее время особо и не бывает.

Таким образом, у нас это скорее день русской письменности, чем день славянских языков.

Тогда, должно быть, в этот день мы вспоминаем не об общности славянских языков, а о некоем духовном единстве людей, говорящих по-русски? Об общем взгляде на мир, общих ценностях?

Именно так и было принято думать до некоторых пор.

Гражданская война на\в Украине вскрыла множество незамеченных проблем и подгнилостей нашего общества, в том числе и показала, как обстоит дело с единством людей, разговаривающих на русском. Мы с изумлением узнали, что, оказывается, недалеко от нас проживает несколько миллионов людей, которые на чистом русском искренне проклинают Россию и ненавидят не только современную Россию, но и русскую культуру и русскую нацию в целом.

Полагаю, что для многих обитателей ЖЖ стало культурным шоком, когда в 2013-14 годах повылазили изо всех углов деятели, поносящие русских и Россию на русском же языке. Прошло несколько лет, а они всё продолжают лезть, будто тараканы на приманку. Выглядит это неестественно и омерзительно, примерно так, как выглядит сын, взлелеянный собственной матерью, зависящий от неё во всём, не имеющий других родственников, друзей и защитников, и при этом ненавидящий, избивающий и насилующий её, используя всё то, что она ему дала, ей во вред.

При этом русскоговорящие ненавистники России на самом деле не могут отказаться от ненавистного им языка, потому что – вот парадокс! – они не могут выражать свои мысли, да что там, даже думать на другом языке. Так и сын, издевающийся над матерью, не может и не решается с ней расстаться, потому что кроме неё, у него нет другой опоры в жизни.

Печальное и неприятное зрелище представляет собой такой русскоговорящий русофоб. И, надо признать, те из них, кто пишет неграмотно, вызывают меньшее отвращение, чем те, кто изливают свою животную ненависть с искусством и изяществом, используя все доступные средства языка. Так и сын, насилующий и мучающий мать в силу своей звериной дикости, вызывает меньшую оторопь, чем умный и ласковый сын-маньяк, применяющий в отношении матери изощренные способы насилия и пыток. Да ещё и убеждающий её в том, что она сама в этом виновата и, когда он закончит, должна будет перед ним извиниться. Иногда, когда ситуация доводится до абсолютного абсурда, он ещё и получает одобрение за то, что поставил шлюху-мать на место.

Какие же выводы можно сделать из этого парадоксального явления? Первый вывод, чисто научный – принятый взгляд на языковую личность и языковую картину мира не отражает действительности в её полноте, следовательно, его нужно пересмотреть. Не всё то, что заложено в смысловом пространстве языка, проявляется в сознании его носителя.

Второй вывод, более простой и понятный – язык не может нас объединять, как бы нам этого не хотелось. Сам по себе язык не содержит в себе основы нравственности, ценностные ориентиры – всё это в языке только описывается, и, как оказалось, эти описания можно трактовать как тебе угодно, а то и вовсе ими пренебречь. Духовность не закладывается в душу словом, патриотизм не закладывается в душу словом, даже элементарные нормы порядочности невозможно вложить в голову человеку посредством слова.

Русский язык сам по себе не может нас объединить. Вы думаете, что человек, говорящий по-русски, стоит на тех же позициях, что и вы – а у вас с ним ничего общего, кроме способа выражения мыслей. Язык является только средством коммуникации, и на этом его коммуникативные задачи оканчиваются. Наличие общих ценностей, чувство уважения к партнеру, готовность к диалогу, заинтересованность – всё это можно выразить языковыми средствами. Выразить, а не создать.

Если же вы думаете, что человек, говорящий по-русски, должен испытывать уважение к России только потому, что Россия – родина языка, на котором он говорит, вы глубоко ошибаетесь. Эти два явления совершенно не взаимосвязаны. Представьте, мир большой, и в нём множество людей, которые в силу разных обстоятельств говорят на разных языках, у некоторых из которых уже и нет родины – родина давно перешла на другой язык. Так, в мире есть ограниченные группки людей, которые разговаривают на «законсервировавшемся» русском 17-18 века. Есть группки людей, которые бережно хранят свою письменность, сохранившуюся со времен церковного раскола, и до сих пор выписывают юзы, яти и еры, не подозревая о том, что современный русский человек видел их разве что на картинке в учебнике. Языки и культуры иногда переживают государства, общественные формации и даже народы.

Так является ли День славянской письменности праздником, и стоит ли нам его столь торжественно праздновать? Может, тут и повода праздновать нет?

Никаких сомнений – является и стоит. И повод тут весьма важный.

Прежде всего, мы не иваны, родства не помнящие. Нам важно знать, откуда мы пришли, и как сложилось то уникальное во всех смыслах явление – русский язык. Мы должны помнить своих братьев и сестер по языку, даже если они не слышат голоса крови или стараются его заглушить. Мы не будем отказываться от своего славянского происхождения и от своей истории, даже если это станет неформатным, неудобным, немодным.
Во-вторых, мы не настолько наивны, чтобы отказываться от того мощного оружия, которым является язык. Общая история, общий язык и общая культура, воспитание общих качеств, общие представления о мире, передающиеся от старших к младшим – вот что объединяет нас в страну, вот что делает нас народом. Да, помещенный в иную культурную среду, язык теряет свою силу, потому что всё, о чем он говорит, теряется из виду, блекнет, растворяется, и сами русские слова звучат странно и непривычно, как язык древних ацтеков. Если не носить в душе незримый образ покинутой страны, то и язык очень скоро становится всего лишь игрушкой, дополнительным навыком, а не духовной силой.

Но уж, по крайней мере, на нашей многострадальной и счастливой территории, на одной шестой Земли, между пограничным столбом на западе и пограничным столбом на востоке – здесь мы можем проявлять себя как хотим, и здесь наш язык может проявить себя в полную силу.

Ну, и наконец, наш язык заслужил свой праздник, разве нет? Он уникален, он по-своему прекрасен и по-настоящему несокрушим – выдержал несколько мощных натисков снаружи и пережил немало внутренних кризисов, изменился, но устоял, не ушел в историю.

И не уйдёт, не превратится в ненужный придаток к другим языкам, не растворится в других, пока живы люди, не только говорящие на русском, но и живущие на нём. А они переведутся ещё нескоро, а может, не переведутся никогда.

Потому что нам есть ещё что сказать и сделать в этом бренном мире.

Только бы не потерять по глупости способности говорить и делать.
Только бы не передать и не продать её.
Tags: День Кирилла и Мефодия, Россия, Украина, русская письменность, русский язык, русскоязычные
Subscribe

  • Гражданская война

    Черт подери, не в тему, но как хочется поныть! Читала жж одного человека украинской нации, казался говнистым, не без недостатков, но умным,…

  • Сестричество

    Эй, жители городов, осажденных войсками в мирное время! Как вы там? Держитесь? У многих из вас, думаю, возникала мысль: как люди могут продолжать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment